1. Что такое искусство?

А. собственная творческая деятельность, признанная большинством людей

Б. способ познания и отражения действительности и фантазии в художественных образах

В. явления и объекты, доставляющие эстетическое удовольствие

2. Виды изобразительного искусства:

А.скульптура, графика, портрет

Б.архитектура, живопись, дизайн

В.декоративно-прикладное искусство, живопись, театр

3. Жанры изобразительного искусства:

А. графика, живопись, ДПИ

Б. стенопись, фреска, мозаика

В. пейзаж, портрет, натюрморт

4. Художники, изображающие море, называются:

А. моренисты

Б.моринисты

В. маринисты

5. К общим средствам художественной выразительности относятся:

А.краски, холст, глина, бронза, гипс

Б.композиция, фон, цвет, форма, ритм, тон, интонация

В. образы, ассоциации, воспоминания

6. Что такое композиция?

А. выстроенные на картине объекты и части, формирующиеся в единое целое

Б. построение произведения с точки зрения целостности и гармоничности

В.приемы, выразительные средства для создания художественного образа

7. Что такое фактура?

А.очертание, наружный вид, контур предмета

Б.соразмерность, соотношение частей между собой и к целому

В. обработка поверхности, строение, совокупность художественных средств

8. Какую идею несет форма треугольника?

А. движение, полет, агрессия, борьба противоположностей

Б. законченность, устойчивость, утверждение

В. неустойчивость, романтичность, меланхолия, пессимизм

9. Дизайн (design) в переводе с латинского означает:

А. создавать, делать

Б. украшать, раскрашивать

В. проектировать, чертить

10. Скульптура (sculptura) в переводе с латинского означает:

А. лепить, трогать

Б. создавать, творить

В. вырезать, высекать

11. Где находятся Триумфальные ворота, увековечившие славу Наполеона?

А. в Москве

Б. в Париже

В. на острове Елены

12. Какой город называли «Третий Рим» и считали наследником римских традиций:

А.Москва

Б. Париж

В. Ватикан

13. Соборы это:

А. политические, религиозные, культурные центры города

Б. культовые постройки, воплощающие ценности религии

В.центральные укрепленные здания для обороны

14. Какие храмы и соборы характеризуются грандиозностью, взлетающим пространством интерьера:

А. католические

Б. православные

В. мусульманские

15. В каких храмах висят колокольчики, отпугивающие злых духов

А. в исламских

Б. в мусульманских

В.в буддийских

16. Что такое аллегория?

А. иносказание, выраженное в образе

Б. переносный смысл, сравнение

В. перенесение свойств и качеств человека на неодушевленные объекты

17. Что порождает движение, развитие объекта?

А. симметрия

Б. антисимметрия

В. дисимметрия

18. Кто из художников разработал теорию влияния цвета на эмоции человека?

А. Казимир Северинович Малевич

Б. Василий Васильевич Кандинский

В. Пабло Пикассо

19. Каким видом искусства занимались математик Пифагор и ученый Эйнштейн?

А. живописью

Б. музыкой

В. скульптурой

20. Чья это картина и как она называется

 

 

А.Павел Николаевич Филонов, «Формула весны»

Б. Михаил Федорович Ларионов, «Лучистый пейзаж»

В.Джексон Поллок «Номер пять»

Ключи

1. Что такое искусство?

– собственная творческая деятельность, признанная большинством людей

+ способ познания и отражения действительности и фантазии в художественных образах

– явления и объекты, доставляющие эстетическое удовольствие

2. Виды изобразительного искусства:

– скульптура, графика, портрет

+ архитектура, живопись, дизайн

– декоративно-прикладное искусство, живопись, театр

3. Жанры изобразительного искусства:

– графика, живопись, ДПИ

– стенопись, фреска, мозаика

+ пейзаж, портрет, натюрморт

4. Художники, изображающие море, называются:

– моренисты

– моринисты

+ маринисты

5. К общим средствам художественной выразительности относятся:

– краски, холст, глина, бронза, гипс

+ композиция, фон, цвет, форма, ритм, тон, интонация

– образы, ассоциации, воспоминания

6. Что такое композиция?

– выстроенные на картине объекты и части, формирующиеся в единое целое

+ построение произведения с точки зрения целостности и гармоничности

– приемы, выразительные средства для создания художественного образа

7. Что такое фактура?

– очертание, наружный вид, контур предмета

– соразмерность, соотношение частей между собой и к целому

+ обработка поверхности, строение, совокупность художественных средств

8. Какую идею несет форма треугольника?

+ движение, полет, агрессия, борьба противоположностей

– законченность, устойчивость, утверждение

– неустойчивость, романтичность, меланхолия, пессимизм

9. Дизайн (design) в переводе с латинского означает:

– создавать, делать

– украшать, раскрашивать

+ проектировать, чертить

тест 10. Скульптура (sculptura) в переводе с латинского означает:

– лепить, трогать

– создавать, творить

+ вырезать, высекать

11. Где находятся Триумфальные ворота, увековечившие славу Наполеона?

– в Москве

+ в Париже

– на острове Елены

12. Какой город называли «Третий Рим» и считали наследником римских традиций:

+ Москва

– Париж

– Ватикан

13. Соборы это:

– политические, религиозные, культурные центры города

+ культовые постройки, воплощающие ценности религии

– центральные укрепленные здания для обороны

14. Какие храмы и соборы характеризуются грандиозностью, взлетающим пространством интерьера:

+ католические

– православные

– мусульманские

15. В каких храмах висят колокольчики, отпугивающие злых духов

– в исламских

– в мусульманских

+ в буддийских

16. Что такое аллегория?

+ иносказание, выраженное в образе

– переносный смысл, сравнение

– перенесение свойств и качеств человека на неодушевленные объекты

17. Что порождает движение, развитие объекта?

– симметрия

– антисимметрия

+ дисимметрия

18. Кто из художников разработал теорию влияния цвета на эмоции человека?

– Казимир Северинович Малевич

+ Василий Васильевич Кандинский

– Пабло Пикассо

19. Каким видом искусства занимались математик Пифагор и ученый Эйнштейн?

– живописью

+ музыкой

– скульптурой

20. Чья это картина и как она называется

 

 

+ Павел Николаевич Филонов, «Формула весны»

– Михаил Федорович Ларионов, «Лучистый пейзаж»

– Джексон Поллок «Номер пять»

10/03/21

 

 

 

Разработка направлена на ознакомление учащихся с разнообразием стилей и направлений в искусстве.

 В мире существует множество художественных техник и приёмов, которые постоянно смешиваются, изменяются и взаимодействуют. Однако выделить основные направления всё же можно – и именно этому посвящена наша статья. Здесь представлены основные стили живописи.



Абстракционизм

Название данного направления, возникшего в начале ХХ ст., произошло от латинского слова «abstractio» – «отвлечение». Художники, работавшие в этой технике, отказались от реалистичных средств живописи, пытаясь показать гармонию и закономерности мира с помощью геометрических форм и цветовых сочетаний. Целью мастеров было отобразить устройство общества и окружающей среды, социальные процессы. Самые знаменитые представители– В. Кандинский, К. Малевич, Пабло Пикассо, Пит Модриан.

 

Авангардизм

Данный стиль, чьё название происходит от фр. слов «avant» – «вперёд» и «garde» – «охрана», развивался в 1910-1940 гг. Его можно охарактеризовать как противоречивый, сложный, неоднозначный и требующий осмысления. Влияние авангардизма прослеживается в абстрактном экспрессионизме, дадаизме, конструктивизме, кубизме, примитивизме, супрематизме и др., которые пытались найти новые способы и формы изображения, передать зрителю своё видение мира.

 

 

Ампир

Этот «имперский», или «королевский» стиль (с франц. «style Empire»), появился в первых десятилетиях XIX ст., в период правления Наполеона I. Он отличается парадностью, помпезностью, театральностью. Произведения симметричны и уравновешены, но дополнены множеством декоративных элементов – скульптур, драпировок, военных эмблем. Художники, работавшие в подобной манере (из них наиболее известен Жак-Луи Давид), использовали античные сюжеты, древнеегипетские, этрусские и помпейские орнаменты, ренессансные приёмы живописи.

 

 

Барокко

Этот стиль – визитная карточка Италии XVII-XVIII ст. Одни историки выводят происхождение названия от итал. «barocco» – «странный», тогда как другие склоняются к версии, что оно заимствовано из португальского языка, где слова «perola barroca» означают «жемчужина с изъяном». Основные признаки – контрастность, напряжённость, динамичность, величие и пышность. В барокко сочетаются иллюзия и реальность, духовное и материальное, возвышенное и смешное. Его последователи – Рубенс, Караваджо, Эль Греко, Веласкес – писали мифологические и библейские сцены, фантастичные пейзажи, парадные портреты.

 

Бытовой жанр

Зарисовки повседневной жизни создавали ещё в Древнем Египте и Греции. Подобные сценки присутствуют в европейских средневековых манускриптах, барельефах церквей и дворцов. Но как отдельный стиль это направление выделилось лишь в XV-XIV ст., когда в нём стали работать такие мастера, как Ян ван Эйк, Ян Вермеер, Антуан Ватто и Франсуа Буше. Художники запечатлевают работников и фермеров, юмористические эпизоды. В XIX ст. живописцы начали изображать жизнь обездоленных, рабов и больных, а в ХХ ст. картины обрели идеологический подтекст.



 

Ванитас

Данное направление зародилось в эпоху барокко. Его название «Vanitas» переводится с латыни как «тщеславие, суета» и восходит к библейскому стиху: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета!». Это аллегорические натюрморты, на которых присутствует человеческий череп и другие схожие атрибуты – гнилые фрукты, увядающие цветы, мыльные пузыри, гаснущие свечи либо разбитая посуда. Они призваны напомнить о тщетности и быстротечности жизни, неотвратимости смерти. Такие произведения создавали Якоб де Гейн, Симон Ренар де Сен-Андре, Юриан ван Стрек.

 

 

Возрождение, или Ренессанс

Эта эпоха (XIV-XVI ст.) стала культурным расцветом европейской истории. Мастера начали работать со светскими сюжетами, воспевать гуманистические идеалы и античность как идеальный пример мирового порядка. Традиционные религиозные сюжеты наполняются мирским содержанием, нарастает реалистичность работ (они пишутся с учётом законов анатомии и линейной перспективы), у картин появляется пластический объём, а на заднем плане изображаются пейзажи либо интерьеры. Знаменитые мастера Возрождения –Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонаротти, (Черепашки - отсутствует ДОНАТЕЛЛО!) Сандро Боттичелли, Тициан.

 

Готика

Это направление бытовало в XII-XVI ст. на территории Европы. Одним из основных жанров стал витраж – из разноцветных стеклянных пластинок мастера создавали удивительно сложные и красочные изображения не только на богословскую, но и на бытовую тематику. Расцвело искусство книжной миниатюры – иллюстрированные рукописи, часословы, псалтыри и Библии создавали братья Лимбурги и Робине Тестар – и портретная живопись. Художники отошли от византийских канонов, привнося в изображение индивидуальные черты, динамику и эмоции.

 

Графика

Название этого вида искусства происходит от др.-греч. «γρᾰφικός» – «письменный» и означает изобразительные средства, которыми пользуется мастер – линии, штрихи, точки и пятна. В отличие от живописи, цвет играет второстепенную роль. Существуют разные типы графики – станковая, книжная, прикладная, компьютерная, промышленная. Самыми известными мастерами, работавшими в данной технике, являются Альбрехт Дюрер, Хокусай, Гюстав Доре, Альфонс Муха и Алан Ли.

 

Импрессионизм

Данный стиль зародился в XIX ст. во Франции. Его представители – Эдуард Мане, Клод Моне, Эдгар Дега, Альфред Сислей, Сезанн – писали мелкими и контрастными мазками, накладывая их в соответствии с теориями цвета. Благодаря этому мастерам удавалось создавать работы, не смешивая краски на палитре (это позволило им работать на открытом воздухе – ещё одна особенность импрессионизма), а также отказаться от чёрного цвета. Художники пытались уловить мимолётное впечатление от природы (отсюда и название стиля), передать относительность восприятия.



 

Исторический жанр

Такой стиль сформировался в эпоху Ренессанса. Художники писали важные события прошлого, а ещё запечатлевали сюжеты легенд, Евангелия и Ветхого Завета. При этом их целью часто было не достоверное изображение происшествий, а их прославление, создание идеологического мифа. Пример подобной работы – полотно К. Брюллова «Последний день Помпеи».

 

 

Классицизм

В основе этого направления (XVII-XIX ст.) лежат философские идеи Декарта. Согласно им, произведение должно торжествовать над хаосом, отображая важные черты показанного явления и выполняя общественно-воспитательную функцию. Эстетическим образцом стало творчество античной эпохи. Поэтому художники-классицисты (Карл Брюллов, Антонио Каналетто, Никола Пуссен) часто обращались к мифологическим сюжетам. Основными элементами были линия и светотень – они помогали выявить пластику фигур и предметов, разделить пространственные планы.

 

Кубизм

Происхождение данного жанра весьма необычно – считается, что толчком к его зарождению стало письмо Поля Сезанна к Пабло Пикассо, в котором он советует молодому живописцу рассматривать натуру как сочетание простых геометрических форм. Поэтому мастера-кубисты, работавшие в начале ХХ ст., изображали реальность как набор условных стереометрических объектов и плоскостей. Так, в подобной технике выполнены некоторые полотна Пикассо («Авиньонские девицы», «Аккордеонист»), картины Хуана Гриса, Марселя Дюшана, С. И. Щукина.

 

 

Минимализм

Данное движение было основано в США в конце 1960-х гг. Оно характеризуется крайней простотой формы, буквальностью, асимметричностью изображений, простотой и монохромностью. Однако подобные картины наполнены метафорами и ассоциациями, скрытым смыслом. Художники-минималисты (Карл Андре, Дэн Флавин, Р. Раймэн) отказываются от реалистичности и субъективности, позволяя зрителю самому воспринимать полотно без интерпретации мастера.

Модернизм

Это течение (от лат. «modernus» – «современный») стало переломным в мировом искусстве. Мастера перестали показывать окружающий мир, обратившись к видению, чувствам и переживаниям автора. Часто такой подход сопровождался эпатажем, вызовом, ломанием установившихся канонов. Впрочем, считается, что именно это позволяет изобразить истинную действительность, внутреннюю свободу, стремление к прогрессу. К данному направлению принадлежат дадаизм, импрессионизм, кубизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм и др.

 

 

Модерн

Под этим названием скрываются разнообразные стили живописи, от ар-нуво до сецессиона и югендстиля, бытовавшие в XIX– начале XX ст. Произведения работавших в подобном жанре художников часто использовались как элементы интерьера, поэтому им свойственна декоративность, условность, асимметрия, сочетание крупных плоскостей и тонких нюансов, орнаментальные

 

 

 

фоны, на которых выделяются лица и фигуры. В таком жанре творили Густав Климт и Михаил Врубель.

 

 

Морской пейзаж (марина)

Этот жанр (от лат. «marinus» – «морской») выделился как самостоятельный в XVII  ст. в Голландии. Он демонстрирует виды безбрежных просторов океана, сцены сражений между кораблями, бури, закаты над морем. Яркие представители – Уильям Тернер, И. К. Айвазовский.

 

Неопластицизм

Это течение абстрактного искусства существовало в 1917-1928 гг. в Голландии. Его создатель – Пит Мондриан, объединивший художников из журнала «DeStijl». Именно он первым начал изображать на своих полотнах «чистую пластику» – крупные прямоугольные плоскости, окрашенные в яркие тона. Такие идеи повлияли на архитектуру, дизайн и типографское дело ХХ ст.

 

 

Постимпрессионизм

Подобный термин обозначает совокупность художественных направлений, появившихся во второй половине XIX – начале ХХ ст. Они характеризируются стремлением изображать основные, закономерные особенности реальности, философские и символические объекты, длительные состояния жизни, подчас с применением декоративной стилизации. Самые крупные мастера этого течения – Винсент ван Гог, Поль Гоген, Анри Тулуз-Лотрек.

 

 

Постмодернизм

Этот жанр возник как способ противостояния модернизму, а Умберто Эко определял его как механизм, помогающий сменить один культурный дискурс на другой. В данном стиле нет универсальных канонов – единственной целью являются свобода творца и отсутствие ограничений. Ему свойственны повествовательность, гармония форм,заимствование из разных эпох и стилей. Основные представители –Джексон Поллок, Марк Ротко, Элен Франкенталер, Барнетт Ньюман.

 

 

Примитивизм

Данный жанр, зародившийся в XIX ст., предусматривает обдуманное упрощение картины, придание ей сходства с детскими рисунками либо наскальными росписями пещерных людей. В подобном духе творили Марк Шагал, НикоПиросмани, Бабушка Мозес, Анри Руссо.

 

Реализм

Если предыдущие стили живописи с примерами картин имели довольно чёткие признаки и критерии, то реализм выступает скорее как эстетическая позиция. Согласно ей, задача искусства – как можно более точно и объективно фиксировать окружающий мир. Разные течения этого направления представлены работами Караваджо, Яна Вермеера, Веласкеса, картинами Эдгара Дега и Эдварда Хоппера, произведениями Гюстава Курбе, Теодора Руссо, И. И. Шишкина, И. Е. Репина.

 



Рококо

Данное течение (его название происходит от фр. «rocaille» – «дроблёный камень, ракушка») возникло во Франции в XVIII ст. Характерные особенности стиля – изящество, лёгкость, игривость. Он прославляет молодость, красоту, бегство от реальности. Композиции насыщены декоративными деталями, грациозным узорным ритмом. В таком духе писали Франсуа Буше, Джамбатиста Тьеполо, Фрагонар

 



Романтизм

Полотна работавших в подобной манере живописцев воспевают эмоции, внутренние порывы, страхи, любовь и ненависть. С помощью сочных красок и сильных, уверенных мазков художники запечатлевали фантастические пейзажи, прекрасных девушек, буйство стихий и волшебные сказки. Представители данного жанра – И. Айвазовский, Франциско Гойя, Эжен Делакруа.

 

Символизм

Данное течение – одно из крупнейших в искусстве XIX-XX ст. Мастера пытались отобразить жизнь души – неясную, смутную, полную переживаний и тонких чувств, тайну бытия, его мистическую и загадочную сторону. В такой манере творили Михаил Врубель, Обри Бердслей, Гюстав Моро, Эжен Каррьер.

 



Сюрреализм

Характерные признаки этого течения, возникшего в 1920-х гг. во Франции – аллюзии, парадоксальные сочетания форм, деформация реальности. Оно призвано возвысить зрителя, отделить дух от реальности, разорвать обыденные представления о мире. Величайшие мастера-сюрреалисты – Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Рене Магритт.



 

13.06.2023

 

 

 

учитель технологии

МАОУ "СШ №19 - корпус кадет "Виктория"

Климова Елена Николаевна