«Духовно-нравственное воспитание на уроках изобразительного искусства»
Климова Е.Н.- учитель изобразительного искусства и технологии, г. Старый Оскол, МБОУ «СОШ №19 с углублённым изучением отдельных предметов»
«Чтобы воспитать человека чувствующим и думающим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически»
Фридрих Шиллер
Сегодня в мир наших детей вошли слишком громкая и грубая песня, слишком яркие и агрессивные мультфильмы, слишком жестокие компьютерные игры, слишком упрощенное «мобильное» общение, лишенные подлинных чувств детские книги. Дети подчас «зависают» перед компьютерами, что сейчас считается современным. Но что они с этого имеют? С одной стороны, когда ребенок с компьютером на «ты», у него вырабатывается быстрота реакции, он учится выбирать стратегию поведения и обучения.
Одна из причин бездуховности молодежи – в недостатке образцов настоящего, высокого искусства, которое призвано воспитывать душу. Именно предметы эстетического цикла должны восполнить этот пробел.
Удивительно, но уже маленькие дети приносят в школу художественные штампы: синие тучки на белом небе, белая земля с изображенной на ней черной дорогой и т. д. Чтобы дети видели мир во всем великолепии, богатстве красок, необходимо развивать духовно-нравственные качества учащихся, а также специальные, предметные и общеинтеллектуальные умения; анализировать состояние души и окружающего мира, осознанно выбирать средства для их отображения, прогнозировать создаваемый художественный образ, то есть результат деятельности, оценивать его. Таким образом, необходимо развить у учащихся умения организации самостоятельной деятельности, чтобы дети могли украшать свою жизнь, отличать подлинное от подделки.
Одним из основных принципов программы «Изобразительное искусство и художественный труд» является принцип «от жизни через искусство к жизни». Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность осознания своих собственных переживаний, своего внутреннего мира, являются важными условиями духовного развития личности, то есть, формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем.
Важнейшими задачами духовно-нравственного воспитания школьников являются: научить детей понимать прекрасное и возвышенное с одной стороны, безобразное и низменное – с другой; развивать у них способность чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в природе, в общественной жизни, в труде и искусстве.
Воспитательные возможности искусства. В чем они? Искусство запечатлевает в себе дух жизни: высокое искусство – дух окрыленной жизни, низкое – дух жизни пошлой, злобной. Интонация искусства, главное его специфическое свойство, целостно вбирает в себя энергии, действующие в обществе и образующую атмосферу жизни: энергии веры или неверия и растерянности, святого вдохновения или безразличия, духовной бодрости или цинизма, великое упование или уныние, любовь либо ожесточение сердца.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. В своей статье я хотела бы рассмотреть вопрос духовно – нравственного развития различными формами и методами художественного направления. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и эстетическое воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения. В стандарте приведены результаты изучения предметной области «Искусство», они должны отражать:
1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
3) освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека и многое другое.
Цель духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка. Попробуем решить данную проблему, используя средства художественно-эстетического направления.
Одна из актуальных задач эстетического воспитания – развитие у детей способности к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке и в окружающем мире. Человек живет среди людей и является носителем национальной и социальной культуры общества, его эстетические взгляды и суждения являются показателями его духовно нравственного развития. Художественная деятельность как неотъемлемая часть процесса духовного и эстетического воспитания представляет собой совокупность трех видов деятельности:
Восприятие (потребление искусства);
Эстетические знания (искусствознание);
Художественная деятельность.
Совместная эстетическая деятельность способствует формированию у учащихся эстетического, эмоционально-ценностного видения
окружающего мира, наблюдательности, зрительной памяти, ассоциативного
мышления, художественного вкуса и творческого воображения,
положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать,
понимать и ценить художественное творчество других. Не это ли отмечается в
базовых ценностях духовно – нравственного развития, а так же в федеральном
государственном стандарте? В процессе совместной деятельности на уроках
изобразительного искусства ученики приобретают и совершенствуют опыт
эстетического общения. Чем совершеннее общение на уроке, тем активнее
протекает процесс взаимообмена чувственными представлениями, знаниями и
умениями, тем богаче становится эмоционально – интеллектуальный опыт
участника общения. Богаче становится духовный мир ученика.
Также на уроках учащиеся рассматривают репродукции художников, при этом они определяют, из каких красок состоит цвет неба, земли, деревьев, различных предметов в исполнении мастеров. Дети учатся анализировать работы известных художников – как поразительно те передают огромное пространство яркого, солнечного неба от зенита до горизонта! А вблизи это пространство состоит из мазков: зелено-голубых, розово-голубых, сине-фиолетовых. И, правда, чистого небесного цвета среди красок не найти. Здесь можно наблюдать массу неожиданных, разнообразных авторских приемов, которые помогают художнику передать свое отношение к окружающему миру и проявить свою индивидуальность.
Методики преподавания предмета «Изобразительное искусство» могут быть различными в зависимости от уровня задач, которые ставит перед собой учитель. Прямой задачей обучения является передача и закрепление знаний. «Сверхзадачей» может стать пробуждение духовного потенциала личности, благодаря которому знания нравственных норм перерастают в убеждения. Это требует от учителя живого, творческого подхода к предмету, веры в духовное достоинство человека и необходимость его воспитания. Такой учитель найдет путь к сердцу ученика, даже если вопросы нравственности, духовности, чистоты, совести и целомудрия непривычны и чужды ему. В глубине души каждый человек стремиться к полноте духовной и творческой жизни, верной любви и счастью.
Ребятам очень нравится работать коллективно. В данном виде творчества очень много развивается общечеловеческих ценностей. А это и есть духовно – нравственное развитие учащихся. У кого - то открываются лидерские способности и ребята сами того не замечая тянутся за этим лидером. Вы сами знаете, как сложно бывает назначить кого - то главным, что бы все остались довольны. Здесь данной проблемы нет. Духовно-нравственное воспитание школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения в данном случае на уроках искусства. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. Как сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности? Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике. Вот я и попыталась внедрить различные формы коллективной деятельности в уроки изобразительного искусства. Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения. Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели. Ситуация успеха – эффективный стимул познавательной и творческой деятельности. Для стимулирования нужна более высокая оценка, которая приводит детей к противоречию – «действительно ли я такой». Правильный выход из данного противоречия зависит от мастерства педагога и знания детской психологии. Мотивация создает благоприятные условия для самореализации личности в условиях современного образования. Теперь воздействуем на эмоциональную сферу. Принципиально значимым является способ воздействия на личность ребенка посредством различных форм коллективного творчества. Главная задача – создание определенной эмоционально-эстетической атмосферы средствами разных видов искусства, «погружение» детей в эту атмосферу, глубокое сопереживание, созерцание. Все это вызывает ряд эмоции у детей. А эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности и художественного творчества.
Человек делает первые шаги в сторону неоднозначного восприятия мира и человека в нем. Единство, гармония всех сфер и всех творений – вот цель, которую должен осуществить человек. И именно искусство может помочь в осуществлении, подготовке молодого поколения будущего духовного государства.
Искусство формирует, совершенствует проявившуюся в нем универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере социальной деятельности – в науке, политике, в быту, труде. Мои выпускники, не смотря на то, что не выбрали специальности, связанные с искусством, накопили необходимый объем знаний, умений и навыков, чтобы стать поистине культурными, духовно-нравственными личностями.
Ведь уникальность искусства – в особом способе духовного освоения действительности. Оно отражает все формы социальной деятельности, и потому сфера его воздействия на жизнь человека безгранична.
Литература
1 Колякина В. И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства
[ Текст ] / В. И. Колякина.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2002.- 176с.
2. Неменский Б. М. Изобраз.ительное искусство и художественный труд [Текст] / Б. М. Неменский. – М.: Просвещение, 2010.- 140с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
4. Медушевский В.А. Духовно – нравственное воспитание средствами искусства[Текст] / В. А. Меду
тестовые задания 7-8 класс, посвящённые дню ПОБЕДЫ
Тесты (обслуживающий труд)-7-8 класс, посвящённые ДНЮ ПОПЕДЫ.
1. В 1941 году защитники Москвы страдали от нехватки продовольствия, от сильных морозов продукты рассыпались в труху, портились даже консервы. Какие три продукта на букву "С" спасли солдат на войне от холода? Пришлось обратиться за советом к бывшему главному военному интенданту царской армии. Когда этого очень пожилого человека привезли к Сталину и объяснили суть проблемы, он сказал: «Русскую армию спасут - …»
А) сало, смех, семечки; Б) спирт, сало, сухари; В) сахар, слёзы, сидр; Г) суп, соль, сало
2. Как называют повара на кораблях?
А) шкет; Б) кок; В) шут; Г) клоун.
3. Легенда о витамине А, который якобы в большом количестве содержится в … и непосредственным образом влияет на улучшение зрения и состояния кожи. На самом деле количество съеденной … напрямую не влияет на хорошее зрение и здоровую кожу. Этот миф был выдуман англичанами, разработавшими радар, с помощью которого ночью пилоты могли видеть немецкие бомбардировщики. Чтобы враг не догадался об изобретении, военные распространили публикации в газетах о …. диете пилотов.
А) лук; Б) огурец; В) свекла; Г) морковь.
4. Этот лорд был удостоен российской награды – ордена святого Георгия, врученного ему русским императором Александром первым. Случилось это, после битвы при Ватерлоо, во время которой он был серьезно ранен в правую руку, спасти которую не представлялось возможным. Как называется рукав, который он создал?
А) втачной; Б) узкий; В) реглан; Г) фонарик; Е) цельнокроеный.
5. Некурящим женщинам-военнослужащим во время Великой Отечественной войны 1941-1945 г. выдавали дополнительно по 200грамм… или 300 грамм … в месяц.
А) помидоры или огурцы; Б) шоколад или конфеты;
В) чай или кофе; Г) колбасу или масло.
6. Русский солдат, как и 200 лет назад, мог сварить кашу или суп хоть из топора. Это очень густая и сытная каша. Эта каша появилась ещё во времена перехода Суворова через Альпы. Как называлась эта каша?
А) кулеш; Б) плов; В) пшенка; Г) тушенка
7. Вплоть до 1943 года непременным атрибутом являлась так называемая «скатка», доставляющая массу хлопот и неудобства от, которой солдаты избавлялись при самом неудобном случае. Что называлось скаткой?
А) гимнастёрка; Б) шарф; В) шинель; Г) портянка.
8. Любимое лакомство, лучший друг русского солдата на боевом марше.
А) сухарь; В) жвачка; Г) сосиска; Д) яблоко
9. Во время Великой Отечественной войны этими продуктами лечили цингу?
А) морковь; Б) чеснок; Г) лук; Д) шпинат
10. Повара на войне были на вес золота, в 1943 году правительство учредило нагрудные знаки. По приказу президиума Верховного Совета СССР их получили 33 тысячи поваров
А) «Отличный повар»; Б) «Лучший кашевар»; В) «Отличный пекарь»; Г) «Отличный официант»
Всего 16 баллов. За каждую ошибку при заполнении бланка минус 1 балл.
Молодец!
Ответы и критерии оценивания
7-8 классы
Ответы.
1. Б)
2. Б)
4. В)
5. Б)
6. А)
7. В)
8. А)
9. Б); Г)
10. А); В)
Всего 16 баллов. За каждую ошибку при заполнении бланка минус 1 балл.