1. В основе религии Древнего Египта лежала идея:

А. о вечной жизни человека

Б.о жизни, смерти и воскрешении человека

В. о том, что загробный мир не существует

2. Духовная основа художественной культуры Древнего Египта:

А. культ фараона

Б. культ жреца

В. культ мертвых

3. Какая из гробниц фараонов была найдена не тронутой вандалами?

А.Нармена

Б. Тутанхамона

В. Аменхотепа

4. Что такое миф?

А. сказочные рассказы о прошлом народа и его героях

Б. предание о богах, духах и героях;

В. предание о народе, его героях, о прошлом и настоящем

5. Что такое Махабхарата?

А.ответвление религии Буддизм

Б.мемориальное сооружение, где хранятся останки Будды

В.высокоразвитый индийский эпос

6. Что такое санскрит?

А. рассказы о прежних рождениях Будды

Б. храмовое зодчество на Древнем Востоке

В. стиль поэзии и прозы

7. Из какой культуры вышли театральное искусство и музыка?

А. Древний Египет

Б.Древняя Греция

В.Древняя Индия

8. Древнекитайское вероучение «путь» правильно называется:

А. даосизм

Б. буддизм

В.лучизм

9. Каллиграфия это:

А. национальное самоутверждение китайского народа

Б. искусство рисунка

В. искусство красивого и четкого письма

10. Религия Древней Японии о богах солнца, луны, водной стихии называется:

А. синтоизм

Б. буддизм

В. экзотеризм

11. Японское ямато-э это:

А. лирическая поэзия в традиционном японском жанре

Б. национальная школа изобразительного искусства

В. искусство составления букетов

12. Откуда пришли традиции чайной церемонии, сада камней, театра кукол?

А. из Древнего Китая

Б. из Древней Японии

В. из Древней Индии

13. Главная книга в исламе:

А. Коран

Б. Библия

В. Жизнь Будды

14. Что такое минарет?

А. часть композиции мечети, башня, с которой муэдзин призывал верующих к молитве

Б. здание для молитвы (место поклонения)

В.древневосточный храм

15. Кто из поэтов являлся «отцом трагедии»:

А. Эсхил (Греция)

Б. Омар Хайам (Древний Восток)

В. Уильям Шекспир (Англия)

16. Какие из этих скульптур относятся к культуре Древней Греции:

А.Портрет Цезаря, Абу-Симбел, Тядзин

Б. Ника Самофракийская, Венера Милосская, Лаокоон

В. Писец Каи, Луксорские статуи, Сокол Хора

17. В Ветхом Завете Библии к Писаниям относятся:

А. Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие

Б. книги Иисуса Навина, судей Израилевых, книги Царств, пророков Исайи, Иеримии и других

В. Паралипоменон, книги Соломона, Руфи, Есфири, Иова, Ионы и другие

18. Главные православные службы:

А. литургия и всенощное бдение

Б. Крестный ход и Пасхальная служба

В. обедня и Святое Причащение

19. Готический стиль в архитектуре характеризуется следующими особенностями:

А. господство массивности заземленных форм и тяжеловесных стен

Б. заостренные кверху арки окон и дверных проемов, ажурность, устремление ввысь

В. многогранность, отсутствие единообразия

20. Какие барды создавали лирическую поэзию во Франции:

А. трубадуры и труверы

Б. менестрели

В. миннезингеры

21. Гуманизм это:

А.процесс возвеличивания человека и личности

Б.защита человека перед обществом

В. утверждение самоценности человека, личности, индивидуальности

22. Какие из этих поэтов, художников трудились в период Высокого Возрождения в Италии?

А. Ян Ван Эйк, Иероним Босх, Питер Брейгель Старший

Б.Данте Алигьери, Франческо Петрарке, Джотто, Сандро Боттичелли

В. Эль Греко, Франсиско Сурбаран, Диего Родригес Веласкес, Питер Пауль Рубенс

23. Три титана Возрождения это:

А. Леонардо да Винчи, Донателло, Микеланджело Меризи

Б. Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти

В. Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли, Джорджоне

24. Кто является автором этой картины:

 

А. Никола Пуссен

Б. Сальвадор Дали

В. Иероним Босх

25. В эпоху барроко творили следующие художники:

А.Джорджоне, Андреа и Джованни Габриели

Б. Питер Пауль Рубенс, Харменс ван Рейн Рембрандт, Караваджо

В. Янван Эйк, Мартин Лютер, Тициан

26. Оперными гениями считаются:

А. Клаудио Монтеверди, Аллесандро Скарлатти

Б. Николло Амати, Антонио Страдивари

В. Арканджело Корелли, Антонио Вивальди

27. О ком сказал крылатые слова «не ручей, а море должно быть ему имя» Людвиг ван Бетховен:

А. о себе

Б. о Иоганне Себастьяне Бахе

В. о Антонио Страдивари

28. Стиль рококко отличается:

А. заостренными кверху арки окон и дверных проемов, ажурностью, устремлением ввысь

Б. многогранностью, отсутствием единообразия

В. грацией, легкостью, пикантными сюжетами, красивой игрушечной жизнью, далекой от действительности

29. Родоначальником оперы-буффа (комической оперы) считается:

А. Джованни Баттиста Перголези

Б. Жан Жак Руссо

В. Джузеппе Верди

30. Даниель Дефо и Джонатан Свиф являлись классиками английской:

А.живописи

Б. литературы

В.музыки

31. Вольфганг Амадей Моцарт жил и работал в эпоху:

А. Высокого Возрождения

Б. европейского Просвещения

В. Барроко

32. Какому искусству характерно отсутствие авторства произведений:

А. древнекитайскому

Б. немецкому

А. дневнерусскому

33. Главную роль в русских обрядах играли:

А. песни

Б. танцы

В. речитатив

34. Первые русские святые:

А. Петр и Павел

Б. Борис и Глеб

В. Савва и Василий

35. Живопись в русских церквях и храмах называлась:

А. монументальной

Б. станковой

В. храмовой

36. Основные сооружения, дошедшие до нас как памятники архитектуры древней Руси:

А. соборы и церкви

Б. храмы и музеи

В. дворцы и лавры

37. Многоголосное пение больше всего было распространено:

А. в Италии

Б. на Руси

В. в Японии

38. Кто из этих русских художников были иконописцами:

А. Иван Никитин, Иван Вишняков

Б.Алексей Андропов, Алексей Зубов

В. Андрей Рублев, Феофан Грек

39. Кто из этих великих людей был архитекторами:

А.Алексей Петрович Андропов, Михаил Шибанов, Иван Алексеевич Ерменев

Б.Михаил Григорьевич Земцов, Василий Иванович Баженов, Варфоломей Варфоломеевич Растрелли

В.Антон Павлович Лосенко, Федор Степанович Рокотов,

40. Кому принадлежит эта картина «Портрет М.И. Лопухиной»?

 

 

А.Дмитрий Степанович Бортнянский

Б. Дмитрий Григорьевич Левицкий

В.Владимир

Ключи

1. В основе религии Древнего Египта лежала идея:

+ о вечной жизни человека

– о жизни, смерти и воскрешении человека

– о том, что загробный мир не существует

2. Духовная основа художественной культуры Древнего Египта:

– культ фараона

– культ жреца

+ культ мертвых

3. Какая из гробниц фараонов была найдена не тронутой вандалами?

– Нармена

+ Тутанхамона

– Аменхотепа

4. Что такое миф?

– сказочные рассказы о прошлом народа и его героях

+ предание о богах, духах и героях;

– предание о народе, его героях, о прошлом и настоящем

5. Что такое Махабхарата?

–ответвление религии Буддизм

– мемориальное сооружение, где хранятся останки Будды

+ высокоразвитый индийский эпос

6. Что такое санскрит?

+ рассказы о прежних рождениях Будды

– храмовое зодчество на Древнем Востоке

– стиль поэзии и прозы

7. Из какой культуры вышли театральное искусство и музыка?

+ Древний Египет

– Древняя Греция

– Древняя Индия

8. Древнекитайское вероучение «путь» правильно называется:

+ даосизм

– буддизм

– лучизм

9. Каллиграфия это:

– национальное самоутверждение китайского народа

– искусство рисунка

+ искусство красивого и четкого письма

тест 10. Религия Древней Японии о богах солнца, луны, водной стихии называется:

+ синтоизм

– буддизм

– экзотеризм

11. Японское ямато-э это:

– лирическая поэзия в традиционном японском жанре

+ национальная школа изобразительного искусства

– искусство составления букетов

12. Откуда пришли традиции чайной церемонии, сада камней, театра кукол?

– из Древнего Китая

+ из Древней Японии

– из Древней Индии

13. Главная книга в исламе:

+ Коран

– Библия

– Жизнь Будды

14. Что такое минарет?

+ часть композиции мечети, башня, с которой муэдзин призывал верующих к молитве

– здание для молитвы (место поклонения)

– древневосточный храм

15. Кто из поэтов являлся «отцом трагедии»:

+ Эсхил (Греция)

– Омар Хайам (Древний Восток)

– Уильям Шекспир (Англия)

16. Какие из этих скульптур относятся к культуре Древней Греции:

– Портрет Цезаря, Абу-Симбел, Тядзин

+ Ника Самофракийская, Венера Милосская, Лаокоон

– Писец Каи, Луксорские статуи, Сокол Хора

17. В Ветхом Завете Библии к Писаниям относятся:

– Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие

– книги Иисуса Навина, судей Израилевых, книги Царств, пророков Исайи, Иеримии и других

+ Паралипоменон, книги Соломона, Руфи, Есфири, Иова, Ионы и другие

18. Главные православные службы:

+ литургия и всенощное бдение

– Крестный ход и Пасхальная служба

– обедня и Святое Причащение

19. Готический стиль в архитектуре характеризуется следующими особенностями:

– господство массивности заземленных форм и тяжеловесных стен

+ заостренные кверху арки окон и дверных проемов, ажурность, устремление ввысь

– многогранность, отсутствие единообразия

тест-20. Какие барды создавали лирическую поэзию во Франции:

+ трубадуры и труверы

– менестрели

– миннезингеры

21. Гуманизм это:

– процесс возвеличивания человека и личности

– защита человека перед обществом

+ утверждение самоценности человека, личности, индивидуальности

22. Какие из этих поэтов, художников трудились в период Высокого Возрождения в Италии?

– Ян Ван Эйк, Иероним Босх, Питер Брейгель Старший

+ Данте Алигьери, Франческо Петрарке, Джотто, Сандро Боттичелли

– Эль Греко, Франсиско Сурбаран, Диего Родригес Веласкес, Питер Пауль Рубенс

23. Три титана Возрождения это:

- Леонардо да Винчи, Донателло, Микеланджело Меризи

+ Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти

– Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли, Джорджоне

24. Кто является автором этой картины:

 

– Никола Пуссен

– Сальвадор Дали

+ Иероним Босх

25. В эпоху барроко творили следующие художники:

–Джорджоне, Андреа и Джованни Габриели

+ Питер Пауль Рубенс, Харменс ван Рейн Рембрандт, Караваджо

– Янван Эйк, Мартин Лютер, Тициан

26. Оперными гениями считаются:

+ Клаудио Монтеверди, Аллесандро Скарлатти

– Николло Амати, Антонио Страдивари

– Арканджело Корелли, Антонио Вивальди

27. О ком сказал крылатые слова «не ручей, а море должно быть ему имя» Людвиг ван Бетховен:

– о себе

+ о Иоганне Себастьяне Бахе

– о Антонио Страдивари

28. Стиль рококко отличается:

– заостренными кверху арки окон и дверных проемов, ажурностью, устремлением ввысь

– многогранностью, отсутствием единообразия

+ грацией, легкостью, пикантными сюжетами, красивой игрушечной жизнью, далекой от действительности

29. Родоначальником оперы-буффа (комической оперы) считается:

+ Джованни Баттиста Перголези

– Жан Жак Руссо

– Джузеппе Верди

тест_30. Даниель Дефо и Джонатан Свиф являлись классиками английской:

– живописи

+ литературы

– музыки

31. Вольфганг Амадей Моцарт жил и работал в эпоху:

– Высокого Возрождения

+ европейского Просвещения

– Барроко

32. Какому искусству характерно отсутствие авторства произведений:

– древнекитайскому

– немецкому

+ дневнерусскому

33. Главную роль в русских обрядах играли:

+ песни

– танцы

– речитатив

34. Первые русские святые:

– Петр и Павел

+ Борис и Глеб

– Савва и Василий

35. Живопись в русских церквях и храмах называлась:

+ монументальной

– станковой

– храмовой

36. Основные сооружения, дошедшие до нас как памятники архитектуры древней Руси:

+ соборы и церкви

– храмы и музеи

– дворцы и лавры

37. Многоголосное пение больше всего было распространено:

– в Италии

+ на Руси

– в Японии

38. Кто из этих русских художников были иконописцами:

– Иван Никитин, Иван Вишняков

–Алексей Андропов, Алексей Зубов

+ Андрей Рублев, Феофан Грек

39. Кто из этих великих людей был архитекторами:

–Алексей Петрович Андропов, Михаил Шибанов, Иван Алексеевич Ерменев

+ Михаил Григорьевич Земцов, Василий Иванович Баженов, Варфоломей Варфоломеевич Растрелли

–Антон Павлович Лосенко, Федор Степанович Рокотов,

тест*40. Кому принадлежит эта картина «Портрет М.И. Лопухиной»?

 

 

– Дмитрий Степанович Бортнянский

– Дмитрий Григорьевич Левицкий

 

+ Владимир Лукич Боровиковский

17/05/21

Разработка направлена на ознакомление учащихся с разнообразием стилей и направлений в искусстве.

 

СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Число стилей и направлений огромно, если не бесконечно. Ключевым признаком, по которому произведения можно группировать по стилям, являются единые принципы художественного мышления. Смена одних способов художественного мышления другими (чередование типов композиций, приемов пространственных построений, особенностей колорита) не случайна. Исторически изменчиво и наше восприятие искусства.

Выстраивая систему стилей в иерархическом порядке, будем придерживаться европоцентристской традиции. Наиболее крупным в истории искусства является понятие эпохи. Для каждой эпохи характерна определенная «картина мира», которая складывается из философских, религиозных, политических идей, научных представлений, психологических особенностей мировосприятия, этических и моральных норм, эстетических критериев жизни, по которой и отличают одну эпоху от другой. Таковы Первобытная эпоха, эпоха Древнего мира, Античность, Средние века, Возрождение, Новое время.
Стили в искусстве не имеют четких границ, они плавно переходят один в другой и находятся в непрерывном развитии, смешении и противодействии. В рамках одного исторического художественного стиля всегда зарождается новый, а тот, в свою очередь, переходит в следующий. Многие стили сосуществуют одновременно и поэтому «чистых стилей» вообще не бывает.
В одну и ту же историческую эпоху могут сосуществовать несколько стилей. Например, Классицизм, Академизм и Барокко в XVII столетии, Рококо и Неоклассицизм – в XVIII, Романтизм и Академизм – в XIX. Такие стили как, например, классицизм и барокко называют большими стилями, поскольку они распространяются на все виды искусства: архитектуру, живопись, декоративно-прикладное искусство, литературу, музыку.
Следует различать: художественные стили, направления, течения, школы и особенности индивидуальных стилей отдельных мастеров. В рамках одного стиля может существовать несколько художественных направлений. Художественное направление складывается как из типичных для данной эпохи признаков, так и из своеобразных способов художественного мышления.

 



№ п/п

Название

Характеристика

1

Византий

ский стиль

Византийское искусство внесло в культуру многих стран новое содержание, наполнило новыми образами.

Оно формировалось, с одной стороны, на основе античной архитектуры и скульптуры, а с другой под влиянием художественной культуры Ближнего Востока.

Особенно важную роль в художественной жизни Византии сыграло христианство. Храмовое искусство, фрески, мозаики, христианская иконография - все это Боголепие, подаренное миру Византией. hello_html_m2e7da657.jpg Отличительными чертами стало изображение библейских сюжетов. Одухотворенная чувственность наполнила великолепные купольные дворцы и храмы. Все подчеркивало нравственное совершенство, сложился новый художественный стиль, отвечающий новому идеалу красоты.

2

Романский стиль (X-XIII вв.)

Романский (от лат. Рома - Рим), стиль X-XIII вв, хотя и не оставил нам имен великих архитекторов, живописцев, скульпторов, был крупным художественным явлением, объединившим в одно целое монументальную живопись скульптуру, архитектуру и декоративно-прикладное искусство. Фрески покрывали стены храмов сплошь, длинными фризами, подобно узору на коврах. Скульптура декорировала не только интерьер, но и наружные поверхности архитектурных сооружений. Каменная резьба наружных стен состояла из растительного и зооморфного орнамента с изображением сказочных чудовищ.

 

 

 

 

 

Появившись в Средневековье, романский стиль восходил как к римскому зодчеству, так и византийскому. Замки, монастырские ансамбли, храмы имели толстые стены, глубокие порталы и башни для постоянной защиты от войн и набегов. Монументальность, рациональность конструкций, многофигурные скульптурные композиции, водный ров вокруг архитектурных сооружений, создавали тяжелое и мрачное мироощущение той эпохи.

3

Готика

Художественный стиль, сформировавшийся в странах Западной и Центральной Европы в XII-XV вв. Он явился результатом многовековой эволюции средневекового искусства, его высшей стадией и одновременно первым в истории общеевропейским, интернациональным художественным стилем. Он охватил все виды искусства – архитектуру, скульптуру, живопись, витраж, книжное оформление, декоративно-прикладное искусство. Основой готического стиля была архитектура, которая характеризуется устремленными ввысь стрельчатыми арками, многоцветными витражами, визуальной дематериализацией формы.

Элементы готического искусства часто можно встретить в современном оформлении интерьеров, в частности, в настенной росписи, реже в станковой живописи. С конца прошлого века существует готическая субкультура, ярко проявившаяся в музыке, поэзии, дизайне одежды.

4

Возрождение

Возрождение ( Ренессанс) - (франц. Renaissance, итал. Rinascimento) Эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, а также некоторых стран Восточной Европы. Основные отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, своего рода "возрождение" его (отсюда и название). Культура Возрождения обладает специфическими особенностями переходной эпохи от средневековья к новому времени, в которой старое и новое, переплетаясь, образуют своеобразный, качественно новый сплав. Сложным является вопрос о хронологических границах Возрождения (в Италии - 14-16 вв., в других странах - 15-16 вв.), его территориальном распространении и национальных особенностях. Элементы этого стиля в современном искусстве довольно часто используются в настенных росписях, реже в станковой живописи.

5

Маньеризм

Маньеризм - (от итальянского maniera - приём, манера) течение в европейском искусстве XVI века. Представители маньеризма отошли от ренессансного гармонического восприятия мира, гуманистической концепции человека как совершенного творения природы. Острое восприятие жизни сочеталось с программным стремлением не следовать природе, а выражать субъективную "внутреннюю идею" художественного образа, рождающегося в душе художника. Ярче всего проявился в Италии. Для итальянского маньеризма 1520-х гг. (Понтормо, Пармиджанино, Джулио Романо) характерны драматическая острота образов, трагизм мировосприятия, усложненность и преувеличенная экспрессия поз и мотивов движения, удлиненность пропорций фигур, колористические и светотеневые диссонансы. В последнее время стал использоваться искусствоведами для обозначения явлений в современном искусстве, связанных с трансформацией исторических стилей.

6

Барокко

Барокко - исторический художественный стиль, получивший распространение первоначально в Италии в сер. XVI-XVII столетия, а затем во Франции, Испании, Фландрии и Германии XVII-XVIII вв. Шире этот термин используется для определения вечно обновляющихся тенденций беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, динамичных формах. Наконец, в каждом времени, почти в каждом историческом художественном стиле можно обнаружить свой «период барокко» как этап наивысшего творческого подъема, напряжения эмоций, взрывоопасности форм.

7

Классицизм

Классицизм – художественный стиль в западноевропейском искусстве XVII - нач. XIX века и в русском XVIII - нач. XIX, обращавшийся к античному наследию как к идеалу для подражания. Он проявился в архитектуре, скульптуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве. Художники-классицисты считали античность высшим достижением и сделали ее своим эталоном в искусстве, которому стремились подражать. Со временем переродился в академизм.

8

Ампир

Ампир (от французского империя). Начало XIXв. - oн возник во Франции в эпоху Наполеона Бонапарта и явил ярко выраженный имперский характер мирового господства. Мягкую ясную гармонию стиля Людвига и демократическую строгость неоклассицизма сменили парадное великолепие, помпезность и напыщенность ампира. Для классицизма характерны разбеленые цвета, для ампира яркие насыщенные тона, контрастные сочетания, бронзовые элементы интерьера.

9

Романтизм

Романтизм – направление в европейском и русском искусстве 1820-1830-х гг., сменившее классицизм. Романтики выдвигали на первый план индивидуальность, противопоставляя идеальной красоте классицистов «несовершенную» действительность. Художников привлекали яркие, редкие, необычайные явления, а также образы фантастического характера. В искусстве романтизма большую роль играет острое индивидуальное восприятие и переживание. Романтизм освободил искусство от отвлеченных классицистических догм и повернул его к национальной истории и образам народного фольклора.

10

Сентиментализм

Сентиментализм - (от лат. sentiment - чувство) – направление западного искусства второй половины XVIII., выражающее разочарование в “цивилизации”, основанной на идеалах “разума” (идеологии Просвещения). С. провозглашает чувство, уединенное размышление, простоту сельской жизни “маленького человека”. Идеологом С. считается Ж.Ж.Руссо.

11

Реализм

Реализм – направление в искусстве, стремящееся с наибольшей правдой и достоверностью отобразить как внешнюю форму, так и сущность явлений и вещей. Как творческий метод соединяет в себе индивидуальные и типические черты при создании образа. Самое длительное по времени существования направление, развивающееся от первобытной эпохи до наших дней.

12

Символизм

Символизм – направление в европейской художественной культуре конца XIX-начала XX вв. Возникший как реакция на господство в гуманитарной сфере норм буржуазного "здравомыслия" (в философии, эстетике - позитивизма, в искусстве - натурализма), символизм прежде всего оформился во французской литературе конца 1860-70-е гг., позднее получил распространение в Бельгии, Германии, Австрии, Норвегии, России. Эстетические принципы символизма во многом восходили к идеям романтизма, а также к некоторым доктринам идеалистической философии А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, отчасти Ф. Ницше, к творчеству и теоретизированию немецкого композитора Р. Вагнера. Живой реальности символизм противополагал мир видений и грёз. Универсальным инструментом постижения тайн бытия и индивидуального сознания считался символ, порождённый поэтическим прозрением и выражающий потусторонний, скрытый от обыденного сознания смысл явлений. Художник-творец рассматривался как посредник между реальным и сверхчувственным, везде находящий "знаки" мировой гармонии, пророчески угадывающий признаки будущего как в современных явлениях, так и в событиях прошлого.

13

Импрессионизм

Импрессионизм – (от фр. impression – впечатление) направление в искусстве последней трети XIX – начала XX в., возникшее во Франции. Название было введено художественным критиком Л. Леруа, пренебрежительно отозвавшемся о выставке художников 1874 года, где среди прочих была представлена картина К. Моне «Восход солнца. Впечатление». Импрессионизм утверждал красоту реального мира, акцентируя свежесть первого впечатления, изменчивость окружающего. Преимущественное внимание к решению чисто живописных задач уменьшало традиционное представление о рисунке как о главной составной части произведения искусства. Импрессионизм оказал мощное воздействие на искусство европейских стран и США, пробудил интерес к сюжетам из реальной жизни. (Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар, К. Моне, А. Сислей и др.)

14

Пуантилизм

Пуантилизм – течение в живописи (синоним – дивизионизм), развивавшееся в рамках неоимпрессионизма. Неоимпрессионизм возник во Франции в 1885 году и получил распространение также в Бельгии и Италии. Неоимпрессионисты пытались применить в искусстве новейшие достижения в области оптики, согласно которым выполненная раздельными точками основных цветов живопись в зрительном восприятии дает слияние цветов и всю гамму живописи. (Ж. Сера, П. Синьяк, К. Писсарро).

15

Постимпрессионизм

Постимпрессионизм – условное собирательное название основных направлений французской живописи к. XIX – 1-ой четв. XX в. Искусство постимпрессионизма возникло как реакция на импрессионизм, который фиксировал внимание на передаче мгновения, на ощущении живописности и утратил интерес к форме предметов. Среди постимпрессионистов – П. Сезанн, П. Гоген, В. Гог и др.

16

Модерн

Модерн – cтиль в eвpoпeйcкoм и aмepикaнcкoм иcкyccтвe нa pyбeжe XIX-XX вeкoв. Мoдepн пepeocмыcливaл и cтилизoвaл чepты иcкyccтвa paзныx эпox, и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpинципax acиммeтpии, opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocти. Объeктoм cтилизaции мoдepнa также cтaнoвятcя и пpиpoдныe фopмы. Этим oбъяcняeтcя нe тoлькo интepec к pacтитeльным opнaмeнтaм в пpoизвeдeнияx мoдepнa, нo и caмa иx кoмпoзициoннaя и плacтичecкaя cтpyктypa - oбилиe кpивoлинeйныx oчepтaний, oплывaющиx, нepoвныx кoнтypoв, нaпoминaющиx pacтитeльныe фopмы.

Тecнo cвязaн c мoдepнoм - cимвoлизм, пocлyживший эcтeтикo-филocoфcкoй основой для мoдepнa, опиpaясь нa мoдepн кaк нa плacтичecкyю peaлизaцию cвoиx идeй. Модерн имел в разных странах разные названия, которые в сущности являются синонимами: Ар Нуво – во Франции, Сецессион – в Австрии, Югендстиль – в Германии, Либерти – в Италии.

17

Авангардизм

Авангардизм – название, объединяющее круг художественных направлений, распространенных в 1905-1930-х гг. (фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм). Все эти направления объединяет стремление обновить язык искусства, переосмыслить его задачи, обрести свободу художественного выражения.

18

Сезаннизм

Сезаннизм – направление в искусстве к. XIX – н. XX в., основанное на творческих уроках французского художника Поля Сезанна, который сводил все формы в изображении к простейшим геометрическим фигурам, а колорит – к контрастным построениям теплых и холодных тонов. Сезаннизм послужил одной из отправных точек для кубизма. В большой мере сезаннизм повлиял также на отечественную реалистическую школу живописи.

19

Фовизм

Фовизм – (от fauve – дикий) авангардистское течение во французском искусстве н. XX в. Название «дикие» было дано современными критиками группе художников, выступивших в 1905 г. В парижском Салоне независимых, и носило иронический характер. В группу входили А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, М. де Вламинк, А. Дерен, Р. Дюфи, Ж. Брак, К. ван Донген и др. Фовистов сближали тяготение к лаконичной выразительности форм и интенсивным колористическим решениям, поиск импульсов в примитивном творчестве, искусстве средних веков и Востока.

20

Примитивизм

Примитивизм – намеренное упрощение изобразительных средств, подражание примитивным стадиям развития искусства. Этим термином обозначают т.н. наивное искусство художников, не получивших специального образования, однако вовлеченных в общий художественный процесс к. XIX – нач. XX века. Произведениям этих художников – Н. Пиросмани, А. Руссо, В. Селиванова и др. присуща своеобразная детскость в интерпретации натуры, сочетание обобщенной формы и мелкой буквальности в деталях. Примитивизм формы отнюдь не предопределяет примитивность содержания. Он часто служит источником для профессионалов, заимствовавшим из народного, по сути примитивного искусства формы, образы, методы. Из примитивизма черпали вдохновение Н. Гончарова, М. Ларионов, П. Пикассо, А. Матисс.

21

Академизм

Академизм – направление в искусстве, сложившееся на основе следования канонам античности и эпохи Возрождения. Бытовало во многих европейских школах искусства с XVI по XIX век. Академизм превращал классические традиции в систему «вечных» правил и предписаний, сковывавших творческие поиски, пытался противопоставить несовершенной живой природе «высокие» улучшенные, доведенные до совершенства вненациональные и вневременные формы красоты. Для Академизма характерно предпочтение сюжетов из античной мифологии, библейских или исторических тем сюжетам из современной художнику жизни.

22

Кубизм

Кубизм – (фpaнц. cubisme, oт cube - кyб) нaпpaвлeниe в иcкyccтвe пepвoй чeтвepти XX вeкa. Плacтичecкий язык кyбизмa ocнoвывaлcя нa дeфopмaции и paзлoжeнии пpeдмeтoв нa гeoмeтpичecкиe плocкocти, плacтичecкoм cдвигe фopмы. Рождение кубизма приходится на 1907-1908 года – канун первой мировой войны. Бесспорным лидером этого направления стал поэт и публицист Г.Аполлинер. Это течение одним из первых воплотило ведущие тенденции дальнейшего развития искусства ХХ века. Одной из этих тенденций стало доминирование концепции над художественной самоценностью картины. Отцами кубизма считают Ж.Брака и П.Пикассо. К возникшему течению примкнули Фернан Леже, Робер Делоне, Хуан Грис и др.

23

Сюрреализм

Сюрреализм - течение в литературе, живописи и кинематографе, возникшее в 1924 году во Франции. Оно в значительной мере способствовало формированию сознания современного человека. Главные деятели движения – Андре Бретон, Луи Арагон, Сальвадор Дали, Луис Бунюэль, Хуан Миро и многие другие художники всего мира. Сюрреализм выражал идею существования за пределами реального, особенно важную роль здесь приобретают абсурд, бессознательное, сны, грезы. Одним из характерных методов художника-сюрреалиста является отстранение от осознанного творчества, что делает его инструментом, различными способами извлекающим причудливые образы подсознания, родственные галлюцинациям. Сюрреализм пережил несколько кризисов, пережил вторую мировую войну и постепенно, сливаясь с массовой культурой, пересекаясь с трансавангардом, вошел в качестве составной части в постмодернизм.

24

Футуризм

Футуризм - (oт лaт. futurum - бyдyщee) литepaтypнo-xyдoжecтвeннoe тeчeниe в иcкyccтвe 1910-x гoдoв. Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo. Baжнoй xyдoжecтвeннoй идeeй фyтypизмa cтaл пoиcк плacтичecкoгo выpaжeния cтpeмитeльнocти движeния кaк ocнoвнoгo пpизнaкa тeмпa coвpeмeннoй жизни. Pyccкaя вepcия фyтypизмa нocилa нaзвaниe кyбoфyтypизм и былa ocнoвaнa нa coeдинeнии плacтичecкиx пpинципoв фpaнцyзcкoгo кyбизмa и eвpoпeйcкиx oбщeэcтeтичecкиx ycтaнoвoк фyтypизмa.



Наиболее значимые АРХИТЕКТУРНЫЕ стили:

 

Доисторическая архитектура

Античная архитектура. VIII в. до н. э. — V в. н. э.

Романский стиль. X—XII вв.

Готика. XII—XV вв.

Возрождение. Нач. XV — нач. XVII в.

Барокко. Кон. XVI века — кон. XVIII в.

Рококо. Нач. XVIII — кон. XVIII в.

Классицизм, в том числе палладианство, ампир, неогрек. Сер. XVIII—XIX в.

Эклектика. 1830-е — 1890-е гг.

Модерн. 1890-е — 1910-е гг.

Модернизм. Нач. 1900-х — 1980-е гг.

Конструктивизм. 1920-е — нач. 1930-х гг.

Постмодернизм. С сер. XX в.

Хай-тек. С кон. 1970-х гг.

Деконструктивизм. С кон. 1980-х гг.

Виды современного искусства

Художники прошлых времен, вряд ли могли себе представить какие странные формы примет современное искусство.А таковое приняло следующие формы:

1. Анаморфоз. Этот вид современного искусства подразумевает технику изображения, которую можно полностью понять, взглянув на нее только с определенного места или под определенным углом. Некоторые картины можно увидеть только глядя на них в зеркало. Этот вид искусства появился во времена Леонардо да Винчи (15 век). На протяжении веков анаморфоз развивался и в современном виде выглядит как уличное искусство. При этом виде рисунков художники реально имитируют трещины в земле, либо отверстия в стенах. 2. Фотореализм. Этот вид искусства зародился в 60-х годах прошлого столетия, и художники пытались воспроизвести настолько реалистические изображения, которые не отличались бы от фотографии. Фиксируемые фотокамерой мельчайшие детали создавали «картину картины жизни». Критики неоднозначно относятся к фотореализму, некоторые из них считают, что механическое производство предметов искусства довольно сильно превалирует над идеями и стилем

3. Рисунки на грязных автомобилях. Профессионалы этого вида искусства не стремятся изобразить на грязной машине банальную надпись «помой меня». Специалисты используют для своей работы специальные щетки и кисти. В этой области ведущим мастером считается 52-ий Скотт Уэйд (графический дизайнер). Он создал множество оригинальных и удивительных рисунков, используя всего лишь грязь на стеклах автомобилей. Кстати, начинал он с того, что в качестве холста применял слой пыли на Техасских дорогах. Там он рисовал карикатуры, используя небольшие сучья и собственные пальцы.

4.  Применение жидкостей организма для производства произведений искусств. Это естественно странно, но многие художники используют в своих работах жидкости своего организма. Любой образованный человек об этом слышал, но на 100% то, о чем он слышал – это лишь «верхушка неприятного айсберга».
Например, Херманн Нич, австрийский художник, использует для работ свою мочу, либо кровь крупного рогатого скота. Эти пристрастия появились у него во время Второй Мировой войны, когда он был ребенком. А в настоящее время из-за его пристрастия к необычному виду искусства его несколько раз привлекали к судебной ответственности. 
Бразильский художник Винициус Кесада в работах использует только свою кровь, не прибегая к крови животных. Его картины имеют болезненный оттенок зеленого, желтого и красного и выражены очень мрачной сюрреалистической атмосферой.

5. Картины собственным телом. В современном искусстве не только художники, которые применяют для производства картин жидкости собственного тела, имеют популярность. Довольно известны и затребованы мастера, которые пишут работы своим телом. Кира Айн Варседжи создает абстрактные портреты, используя свою грудь. За это ее довольно сильно критикуют. Тем не менее, эта женщина является полноценным художником, который работает по классический схеме, с применением красок и кистей.Есть еще странные художники, которые вместо кисти для написания картин применяют совершенно не предназначенные для этого части тела. Например, Ани К. – рисует языком и Стивен Мармер (школьный учитель) – рисует ягодицами.

6. Трехмерное изображение. Самым знаменитым художником в этой области есть Лос-Анджелеский мастер Мид Алекса. В его работах применяется не токсичная акриловая краска, тем самым, ассистенты становятся похожими на неодушевленные двухмерные картины. Свою технику Мид предоставил публике в 2009 году. Другая значительная фигура в этой области Детройтская художник и фотограф Синтия Грейг. В своих произведениях искусства она использует обычные и практичные предметы бытового обихода, а не людей. Их она покрывает белой краской, либо углем. От этого вещи со стороны выглядят плоскими и двухмерными.

7. Искусство и тени. Досконально неизвестно когда человечество стало применять тень для произведений искусства. Но, не смотря ни на что, современные художники достигли невиданных высот. Мастера используют тени для позиционирования разнообразных объектов и даже для того, что бы создать теневые образы слов, предметов и людей.
У теневого искусства немного жутковатая репутация, однако, это не мешает «теневым художникам» использовать этот стиль в разработке тематик разрухи, упадка, ужасов.

8. «Обратное граффити». Этот вид искусства подразумевает создание картин при помощи удаления грязи, но без добавления краски. Очень часто художники применяют моечные машины, удаляя грязь с фасадов домов, при этом создают прекрасные произведения искусства. Данный вид искусства со стороны общественности считается довольно спорным, именно поэтому у людей, которые занимаются «обратным граффити» практически постоянно случаются стычки с полицией.

9. Иллюзии боди-арт. Рисованием на теле человечество занималось буквально со своего возникновения. И майя, и древние египтяне практиковали боди-арт. Этот вид искусства подразумевает использовать человеческое тело в виде холста, на котором будет создано произведение искусства, способное с разного ракурса обмануть наблюдателя. Иллюзии на теле могут иметь вид раны, автомобиля либо животного. Японский мастер Хикару Чо стал известен тем, что рисует на человеческом теле мультяшных героев.

10. Рисование светом. Рисование светом начало использоваться в 1914 году, в практических целях – на производстве начальство записывало передвижение рабочих. После проработки данных работники либо увольнялись, либо искались методы найти более простой способ работы для персонала.В 1935 году художник-сюрреалист Ман Рэй применил фотоаппарат с открытым затвором для снятия самого себя, стоящего в потоках света. Довольно долго никто не мог догадаться, что за световые завитки отобразились на фото. Только в 2009 году, благодаря техническому прогрессу стало понятно, что это не случайные завитки, а зеркальное отображение подписи самого художника.

 

10.07.2023





 

 

 



 

 

 

 

 

учитель технологии

МАОУ "СШ №19 - корпус кадет "Виктория"

Климова Елена Николаевна